05.04.2013

Знакомство с родным городом: воспитываем любознательного человека и патриота


Прекрасный способ ненавязчиво расширить представление детей об окружающем мире — прогулки. Каждый поход по улицам, паркам и скверам может стать удивительным путешествием в прошлое, настоящее и будущее родного города. При этом важно, чтобы рассказы взрослых были не только информативными, но и эмоциональными, чтобы в них присутствовали оценочные характеристики. Так малыши будут получать нужные сведения и одновременно с тем начнется формирование их гражданской и нравственной позиции.

Развитию психических особенностей детей — восприятия, внимания, памяти, мышления — во многом способствует сопоставление фактов и явлений. Вы можете обсуждать с малышом, как выглядят различные топографические и архитектурные объекты в разные сезоны, в разное время суток, в праздники и будни и т. п. Попробуйте вместе с ребенком заняться составлением связных рассказов описательного характера, выбрав определенный объект.

Замечательный прием — фотографирование. В современных условиях, когда компьютеры, видео- и фотокамеры есть практически в каждой семье, вы можете составлять целые серии снимков: городские пейзажи, портреты, сюжетные композиции. Более того, для рассказов об истории родного края можно воспользоваться архивными документами, фотографиями из альбомов бабушек и дедушек, а если представится такая возможность, — и кадрами кинохроники. Визуальные впечатления всегда значительно ярче слуховых, в комплексе же они дают необходимый эффект, когда ребенок воспринимает информацию эмоционально, а потому и запоминается она лучше.

Конечно, крохи не смогут запомнить и воспроизвести все, о чем вы говорите, но уже с четырехлетним ребенком можно выучить домашний адрес, названия наиболее привлекательных для него объектов — парка, детского театра, цирка и т. п. Старших дошкольников познакомьте с расположением библиотеки, спортивного центра, школы, кинотеатра, поликлиники, магазинов, аптеки, парикмахерской и пр. Обязательно не просто дайте детям представление о местах нахождения таких объектов, но донесите информацию об их социальной значимости, о том, насколько комфортной и интересной делают они жизнь вашей семьи и других людей.

Сведения, которые может усвоить старший дошкольник

С помощью взрослых и средств массовой информации малыши получают огромный объем всевозможных сведений. Естественно, не все они сразу же усваиваются детьми, но постепенно круг знаний существенно расширяется.

Старшие дошкольники в состоянии запомнить:

названия, указывающие на принадлежность человека к определенной социальной группе, например, обозначения жителей какого-либо населенного пункта или представителей определенной национальности (москвич, туляк, воронежец; россиянин, украинец, бурят);
названия города и улицы, в честь кого или чего они так поименованы;
свой адрес;
путь от детского сада (игровой площадки и т. п.) до дома;
ближайшие ориентиры;
отдельные памятные места и достопримечательности населенного пункта.
Кроме того, где бы ни жила ваша семья, обязательно расскажите ребенку о столице нашей страны — Москве и ее главных достопримечательностях.

Эмоции важны для воспитания

Удивление и восхищение — отличные стимулы для развития познавательного интереса. Учите ребенка видеть необычное даже в самых обыденных вещах и явлениях. Обращайте внимание на то, как солнечные лучи преломляются в оконном стекле, образуя сияющие блики. Покажите малышу колеблющиеся отражения зданий в зеркальцах луж, напоминающие иллюстрации к удивительной сказке. Посчитайте вместе спелые ягоды рябины в пышной грозди и придумайте историю о том, как эти плоды помогут выжить птицам зимой.

И еще один актуальный момент. Учите ребенка заботиться о чистоте и красоте родного города. Здесь важно буквально все: от мусора, брошенного точно в урну, до повешенного во дворе скворечника, от разбивки клумбы под окнами квартиры до снеговиков, вылепленных вместе с соседскими ребятишками. Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем окружении — метод, позволяющий проводить комплексное воспитание: нравственное, трудовое, патриотическое, эстетическое. Каждый человек значительно бережнее относится ко всему, что сделано им. Кроме того, понимая, сколько усилий требуется на благоустройство двора или территории детского сада, ребятишки будут с большим уважением воспринимать труд других людей.

Весь комплекс методов и приемов воспитательного характера должен быть направлен на то, чтобы вызвать у детей чувство восхищения родными местами, сформировать привязанность к ним. Патриотизм не возникает на пустом месте. Еще в Библии утверждалось, что ничего нельзя взять там, куда ничего не положено. Особая роль в воспитании нравственности и патриотических чувств принадлежит взрослым, которым малыши доверяют, которых беззаветно любят, — их родителям и близким. Помните об этом и будьте для своих детей положительным примером во всем!


Назад