23.04.2013

Сказка развлекает, сказка учит, сказка развивает


Народные сказки — уникальный кладезь метких фраз, колоритного юмора, эмоциональных выражений, потрясающе красивых эпитетов и сравнений. Именно фольклорные произведения демонстрируют живость и красоту языка. Они же, обладая четкой структурой, неизменной на протяжении многих веков, учат ребенка логичности построения рассказа.

Родители и воспитатели, знакомя детей со сказками, должны уделять особое внимание выразительности собственной речи, используя весь фонетический и интонационный потенциал, вложенный в повествование автором.

После чтения или пересказа желательно провести беседу по содержанию сказки. Такой диалог позволит взрослому выяснить, насколько точно поняты ребенком сюжет и основная идея, верно ли малыш уяснил суть эпизодов и обратил ли внимание на типичные для жанра устойчивые обороты и другие языковые особенности.

Беседу необходимо строить в форме вопросов и ответов, причем роли собеседников могут меняться в процессе диалога. Направленность вопросов может быть разной: характеристика героев, описание пейзажей или интерьеров, сюжетная линия и т. д.

Великолепным подспорьем для понимания текста становятся иллюстрации. Интересный прием — словесное рисование: ребенок воображает себя художником и рассказывает, какие картинки он нарисовал бы к прослушанной сказке.

Огромное значение для развития мышления и речи имеет устный пересказ. Здесь возможны самые разные варианты: предложите малышу пересказать самый смешной, грустный, интересный, понравившийся эпизод; также можно остановиться на описаниях природы, жилья или поступков героев. Обсуждая поведение персонажей, вы не только работаете над развитием речи, но и формируете у ребенка понятие об этических нормах.

Эффективный прием при работе над сказкой — инсценирование. Этот способ позволяет реализовывать комплексные задачи, ведь постановка может быть драматической, музыкальной, мимической, хореографической.

Точный сигнал об интересе ребенка к произведению — просьба рассказать сказку повторно. В таком случае следует обратить еще большее внимание на детали сюжета и красоту языка.

Как правило, систематическое чтение и рассказывание сказок мотивируют ребенка на сочинительство, проявление творческих способностей. Поощряйте это стремление, подсказывайте малышу темы и сюжеты, сочиняйте вместе с ним. Такое «соавторство» — замечательный способ укрепления внутрисемейных связей.

Сказка — азбука игры

В семейной обстановке участниками оригинальных забав могут стать все домочадцы. Игры подходят и для разновозрастных детсадовских групп.

Зачинается рассказ…

Игроки по очереди бросают мяч друг другу (передают волшебную палочку и т. п.), называя первое слово из заголовка сказки. Тот, кто поймал брошенный мяч, завершает фразу.

Возможные варианты: Гуси…; Конек…; Цветик…; Крошечка…; Мороз…; Аленький…; Доктор …; Зайка … и др.

Лишний, выйди вон!

Игрок говорит несколько слов, которые встречаются в загаданной им сказке. Одно из этих слов не имеет отношения к загаданному произведению. Остальные игроки должны понять, о какой сказке идет речь, и назвать лишнее слово в цепочке.

Лиса, избушка, петух, заяц, дворец, собака («Лиса и заяц»; дворец).

Дед, репка, мышка, бабка, внучка, кот («Репка»; кот).

Машенька, Ванюша, утки, Баба-яга, гуси, лебеди («Гуси-лебеди»; утки).

Емеля, печка, щука, сыновья, царевна («По щучьему велению»; сыновья).

Старик, корыто, дочка, старуха, невод («Сказка о рыбаке и рыбке»; дочка).

Игра помогает развивать память, внимание и логическое мышление.

Сказочная чепуха

Веселая игра объединяет участников, способствует развитию чувства юмора, дает заряд бодрости. Эта забава эффективна для снятия напряжения, она помогает отдохнуть от монотонных дел.

Базой для «Сказочной чепухи», как правило, становится небольшая сказка, суть процесса — в игровой модификации текста. Наиболее подходящие варианты — сказки с неоднократным повторением действия, например, «Репка», «Колобок», «Теремок», «Лиса и заяц».

Участники игры распределяют между собой роли и шаблонные фразы (иногда совершенно бессмысленные), которые произносятся каждый раз, когда рассказчик называет персонаж.

К примеру, для игры по сказке «Репка» можно определить следующие дежурные фразы:

«Ого!» — Репка;
«Эх, ухнем!» — дед;
«Ишь, какие!» — бабка;
«Мимишненько» — внучка;
«Сейчас спою» — Жучка;
«гули-гули-гули» — кошка;
«Выходи, подлый трус!» — мышка.



Назад