15.08.2015

Дидактические игры в детском саду и их роль

Дидактические игры в детском саду – это мощное средство обучения, воспитания и развлечения детей дошкольного возраста. За вклад в разработку  отечественной теории игры в развитие детей нам стоит поблагодарить Н.К. Крупскую, которая придавала колоссальное значение игре, как методу воспитания детей и формирования их личности. Она рассматривала игру, как учебу, труд, способ познания мира вокруг и особую форму воспитания. Каждый из нас знает, что в процессе игры, ребенок отлично изучает и запоминает формы объектов, их цвета, свойства материалов вокруг, числовые и пространственные отношения, узнает растения и учится отличать животных.

Существует большое количество игр, которые развивают физически, учат преодолевать трудности, решать встающие перед ребенком задачи и оценивать последствия принятия тех или иных решений. Игры помогут развить в ребенке живой ум, воспитать находчивость и привить инициативу. Крупская утверждает, что познание возможно не только при прочтении книги или с использованием слова, как носителя информации, но и благодаря игре, которая раскрывает перед детьми мир, помогая познать жизнь и открыть самих себя для нее.

Современная программа воспитания в детском саду, которую мы используем в детском саду «Подсолнух», предъявляет действительно существенные требования к качеству дидактических игр со всех озвученных сторон. Мы понимаем, что с помощью дидактических игр мы можем развивать детей в широком диапазоне:

  • Сенсорное воспитание детей.
  • Познавательное развитие, любознательность, простейшая логика.
  • Средство развития речи, воображения, мышления, памяти.
  • Расширение общих знаний об окружающем мире и жизни в нем.

Практика и теория дошкольного образования выделяет классификацию дидактических игр для детей:

  • Игры с игрушками и предметами.
  • Настольные, печатные.
  • Словесные.
  • Активные.

Разнообразие дидактических игр просто необходимо в детском саду для каждой возрастной группы детей. Разнообразие игр не означает необходимость собрать их все или пытаться перегрузить ребенка обилием различных игр, на которых он не успевает полноценно сосредоточиться. Важно, чтобы внимание ребенка было собранным для полноценного овладения дидактическим содержанием и понимания устанавливаемых правил игры.

Для воспитателя выбирающего игру важно корректно оценить ее сложность и реальные шансы ребенка справиться с ней, но если игра будет чересчур простой, она не покажется малышу интересной. Ну и конечно, ребенок просто не сможет играть в слишком сложную для своего возраста игру. Именно поэтому, новые игры имеет смысл вводить крайне осмотрительно и постепенно, после того, как ребенок освоит предыдущую. Кроме того, важно, чтобы они вызывали интерес, провоцировали умственную деятельность и развивали самоорганизацию малышей.

Назад